Информация по профилактике суицидального поведения у несовершеннолетних
Ссылка на электронный документ: https://disk.yandex.ru/i/bObNRscxbLn67w
Ссылка на электронный документ (памятку): https://disk.yandex.ru/i/pvM_Pus-fBC3FQ
Кризисное состояние (суицидальные маркеры): резкое снижение успеваемости, проявление безразличия к учебе и оценкам; устойчивые (в течении более 2-ух недель) проявления подавленного настроения, пониженного эмоционального фона, раздражительности; любые резкие изменения в привычном поведении (например, стал неряшливым, не хочет разговаривать с друзьями, потерял интерес к тому, чем раньше любил заниматься, пропускает занятия; стал более импульсивным, эмоциональным или прямые или косвенные заявления о желании умереть, или убить себя, или о нежелании продолжать жизнь (даже если кажется, что эти заявления носят демонстративно- шантажный характер); раздача вещей одноклассникам или друзьям (вот тебе моя любимая футболка или ручка, как память обо мне) наличие рискованного поведения, в котором высока вероятность причинения вреда своей жизни и здоровью; наличие агрессивного поведения (вербального, физического) по отношению к окружающим; наличие фактов употребления ПАВ, алкоголя; наличие фактов ухода из дома
Ситуации, наличие которых в жизни ребенка, требует повышенного внимания: любая ситуация, субъективно переживаемая ребёнком как обидная, оскорбительная, несправедливая, глубоко ранящая (при этом объективная оценка ситуации взрослым может сильно отличаться от мнения ребёнка); отвержение сверстников, травля (в том числе в социальных сетях); несчастная любовь или разрыв романтических отношений; тяжелая жизненная ситуация (потеря близкого общественное отвержение, тяжелое заболевание); наличие случая суицида (попытки) в ближайшем окружении, а также среди значимых взрослых или сверстников; нестабильная семейная ситуация (развод родителей, конфликты, предпочтение родителями одного ребенка по отношению к другому, жестокое обращение в семье, психически больные родственники); личная неудача обучающегося на фоне высокой значимости и ценности социального ссора или острый конфликт со значимым взрослым или сверстником; резкое изменение социального окружения или уклада жизни (например, в результате смены места жительства).
Учитывая, что развитие суицидального, самоповреждающего поведения часто связано с депрессией, необходимо обращать внимание на ее типичные симптомы:
• часто грустное настроение, периодический плач, чувство одиночества, бесполезности;
постоянная скука;
• вялость, хроническая усталость, безнадежность и беспомощность;
• снижение интересов к деятельности или снижение удовольствия от деятельности, которая раньше ребенку нравилась;
• поглощенность темой смерти;
• социальная изоляция и сложности во взаимоотношениях;
• резкое снижение успеваемости, пропуски школы;
• деструктивное (разрушительное, отклоняющееся) поведение;
• чувство неполноценности, бесполезности, потеря самоуважения, низкая самооценка и
чувство вины;
• повышенная чувствительность к неудачам или неадекватная реакция на похвалы и награды;
• повышенная раздражительность, гневливость (зачастую из-за мелочей), враждебность или выраженная тревога;
• жалобы на физическую боль, например, боль в желудке или головную боль;
• сложности концентрации внимания;
• жалобы на значительные изменения сна и аппетита (бессонница или сонливость, потеря аппетита или неконтролируемое обжорство).
Не все из перечисленных симптомов могут присутствовать одновременно. Однако наличие одного или двух поведенческих признаков указывает на то, что ребенку нужна помощь специалиста.
Типы суицидальной попытки.
• истинная попытка самоубийства –прекратить своё существование. При этом реальные повреждения в результате попытки суицида не обязательны, достаточно потенциальной возможности их нанесения. пример, когда нет повреждений – осечка при выстреле из оружия;
• прерванная попытка суицида квалифицируется в тех случаях, когда лицу не удается начать действие (его прерывают или имеются другие внешние обстоятельства), потенциально направленное против самого себя;
• остановленная попытка суицида – пациент начинает действия с целью осуществить попытку суицида, но самостоятельно себя останавливает до фактического начала самодеструктивных действий; могут быть самоповреждения.
• несуицидальное самоповреждающее поведение устанавливается в тех случаях, когда самоповреждения наносились не с целью умереть, а по другим причинам. Причиной может быть, как внутреннее состояние (для снятия боли, улучшения самочувствия и т.д.) так и внешние обстоятельства (стремление привлечь к себе внимание, сочувствие, а также в некоторых случаях – разозлить себя и т.д.). Принципиальным моментом является то, что желание умереть должно при этом четко и абсолютно отсутствовать;
• подготовительные действия. К ним относятся не только действия по приготовлению попытки суицида (приобретение таблеток и т.д.) но и любые приготовления к собственной смерти в результате суицида
Памятка для родителей
1 Интересуйтесь жизнью ребенка. Внимательно относитесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам ребенка. Зачастую несовершеннолетние рады возможности открыто высказать свои проблемы близкому человеку.
2 Научитесь внимательно слушать подростка. В состоянии душевного кризиса любому из нас необходим кто-то, кто готов нас выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему и ее причину, скрытую за словами ребенка.
3 Оцените серьезность заявляемых ребенком намерений сделать что-то со своей жизнью, обратитесь за помощью к специалистам: для такой оценки; для более конкретного понимания ситуации - наличия или отсутствия у подростка плана конкретных действий суицидального характера или попыток их реализации.
4 Будьте внимательны к эмоциям, которые испытывает подросток, учитывайте, что для него не бывает «важных» и «неважных» переживаний. Подросток внешне может не давать волю чувствам, но в то же время находиться в состоянии сильных эмоциональных переживаний, испытывать серьезные трудности. Основанием для тревоги может служить ситуация, когда недавно находившийся в состоянии повышенного эмоционального напряжения подросток неожиданно,начинает «бурную» деятельность. за помощью к специалистам (телефон доверия, психотерапевт, врач психиатр) в любой тревожащей Вас ситуации, связанной с поведением ребенка.
Помните, если ребенок уже имеет конкретный план суицида, эта ситуация более опасная, чем если его планы не определены.
Для оказания психологической помощи можно обратиться в Кризисную службу ГКУЗ «ККПБ им. В.Х. Кандинского» (8-914-800-54-96) или получить помощь бесплатно и анонимно по телефону доверия (8 (3022) 40-14-83).
Единый общероссийский телефон доверия для детей, подростков и их родителей 8-
Памятка для педагогов
Требования к проведению беседы с подростком, размышляющим о суициде;
Вести беседу так, будто вы обладаете неограниченным запасом времени и важнее этой беседы
Избегать нотаций, уговаривания, менторского тона речи.
Дать ребёнку возможность высказаться и говорить только тогда, когда перестанет говорить он.
Примеры ведения диалога с подростком, находящимся в кризисном состоянии
ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Ненавижу учебу, школу и т.п.», СПРОСИТЕ: «Что именно тебя раздражает?» «Что ты хочешь сделать, когда это чувствуешь?». НЕ ГОВОРИТЕ: «Когда я был в твоем возрасте..., да ты просто лентяй!»
ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Все кажется таким безнадежным...», СКАЖИТЕ: «Иногда все мы чувствуем себя подавленными. Давай подумаем, какие у нас проблемы и какую из них надо решить в первую очередь». НЕ ГОВОРИТЕ: «Подумай лучше о тех, кому еще хуже, чем тебе».
ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Всем было бы лучше без меня!», СПРОСИТЕ: «Кому именно?», «На кого ты обижен?», «Ты очень много значишь для нас и меня беспокоит твое настроение. Скажи мне, что происходит». НЕ ГОВОРИТЕ: «Не говори глупостей. Давай поговорим о чем-нибудь другом».
ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Вы не понимаете меня!», СПРОСИТЕ: «Что я сейчас должен понять? Я действительно хочу это знать». НЕ ГОВОРИТЕ: «Кто же может понять молодежь в наши дни?»
ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «А если у меня не получится?», СКАЖИТЕ: «Если не получится, ничего страшного. Мы вместе подумаем, почему не получилось в этот раз, и что можно сделать, чтобы получилось в следующий». НЕ ГОВОРИТЕ: «Если не получится, значит ты недостаточно Если в процессе разговора (или просто по результатам своих наблюдений) Вы обнаруживаете у подростка признаки наличия депрессивного состояния, суицидальные мысли, факты нанесения себе физического вреда с целью уменьшения «душевной боли» необходимо незамедлительно (сохраняя конфиденциальность по отношению к третьим лицам, этические нормы): сообщить родителям (законным представителям) ребенка о своих наблюдениях, с целью мотивирования семьи на обращение за помощью к профильным специалистам; сообщить школьному психологу (при отсутствии – социальному педагогу, заместителю директора по воспитательной работе) о своих наблюдениях, с целью (при необходимости) принятия оперативных мер для оказания экстренной помощи обучающемуся; сообщить администрации образовательной организации о сложившейся ситуации, с целью принятия управленческих решений по привлечению специалистов для оказания помощи обучающемуся, а также для составления плана психолого-педагогического сопровождения
Для оказания психологической помощи можно обратиться в Кризисную службу ГКУЗ «ККПБ им. В.Х. Кандинского» (8-914-800-54-96) или получить помощь бесплатно и анонимно по телефону доверия (8 (3022) 40-14-83).
Единый общероссийский телефон доверия для детей, подростков и их родителей 8-800-2000-
Памятка для школьных психологов
I. Превентивные меры
Превенция суицидов включает в себя профилактику и своевременное выявление Школы – наиболее важные площадки для продвижения здоровья и превентивного вмешательства в суицидальные действия молодежи (WHO, 2004). Программы предотвращения самоубийств, действующие на базе школы, решают, с учетом степени суицидального риска, следующие задачи:
1 Программы предотвращения самоубийств, рассчитанные на подростков группы направлены на снижение беспокойство и гнев) формирование навыков решения проблем, саморегуляции, повышение самооценки, формирования круга социальной поддержки)
2 Программы профилактики самоубийств, направленные на улучшение психологической вероятность развития поведения, улучшают идентификацию возникновения антивитальных переживаний и аутоагрессивного поведения подростки чаще обращаются к друзьям, и намного реже к учителям, школьным психологам. Обучение учащихся умению распознать сверстников группы риска может помочь им оказать именно ту помощь, в которой они нуждаются, дает знания о факторах суицидального риска, о том, как звонить в кризисный центр или горячую линию и как порекомендовать другу/подруге обратиться к консультанту.
3 Просветительские программы по проблеме самоубийств рассчитаны на общий контингент школьников, педагогов, родителей. Позволяют повысить осведомленность о причинах развития суицидального поведения, способах совладания и тех ресурсах, которые можно использовать в качестве поддержки. Учащимся необходим форум, где они могут получить информацию, задать вопросы, узнать о том, как можно помочь себе и другим в случае навязчивого повторения мыслей о суициде. К сожалению, только приблизительно 25% учащихся рассказывают взрослым, если у их друга/подруги возникла тщательно продуманные консультантов в учебных аудиториях могут помочь увеличить эти цифры.
Формы и методы работы по осуществлению превентивных мер мероприятия: психологическое семинары, групповые дискуссии, разработка антикризисного плана действий в экстремальных и чрезвычайных ситуациях в ОУ. Индивидуальная и групповая работа с учащимися включает: планирование и проведение тренингов в группе, индивидуальные консультации с детьми, с целью нормализации их психического и психофизиологического состояния, простраивания будущего, формирование позитивного взаимоотношений с родителями и сверстниками. Этому способствует также организация группового обсуждения темы с использованием, например, методики «Ценить настоящее», цикла занятий «Позитивное мышление», «Работа с эмоциями», обучение саморегуляции. Пониманию и предотвращению проблемы способствуют также показ и обсуждение фильмов в школьном кино-кафе.
Совместная деятельность с классными руководителями В целях повышения психологической компетентности педагогов руководителей) необходимо проводить на педагогических советах информирование учителей: о видах суицида, психологических особенностях подросткового и юношеского возраста, «знаках», говорящих о суицидальных намерениях, о создании безопасной атмосферы в образовательном учреждении, возможностях получения помощи (для всех субъектов образовательной среды) в преодолении кризиса (с указанием мест ее получения).
С целью оценки психоэмоционального состояния детей можно посоветовать родителям применять «Родительскую анкету для оценки травматических переживаний детей» Тарабриной Н.В.
Для родителей:
Планировать выступление на родительских собраниях с целью информирования родителей о психологических особенностях подросткового и юношеского возраста, особенностях поведения подростка, имеющего суицидальные намерения, создании безопасной психологической атмосферы в семье, о имеющихся психологических службах.
Диагностика суицидального риска Мысли, эмоции подростка с суицидальными намерениями отражаются в его поведении. Суицидальные «маркеры» можно выявить на основе наблюдения, диагностических методик, изучения документов (рисунков, выдержек персональных страничек, предпочитаемых фильмов, песен и т.п.). Чтобы адекватно понять суицидальное поведение, необходимо в каждом конкретном случае ответить на два вопроса: «почему» человек совершает или намеревается совершить суицидальное действие и «зачем» он хочет это сделать. Ответ на первый вопрос требует анализа объективных условий существования cуицидента; ответ на второй вопрос должен объяснить, как сам суицидент оценивает сложившуюся ситуацию, как, по его мнению, эта ситуация выглядит в глазах окружающих и чего он хочет добиться в результате суицидальных угроз или реализации суицидального действия.
1 Анализ объективных характеристик: социодемографических, культуральных данных.
2 Наблюдение за поведением в стрессовых ситуациях, эмоциональным состоянием, успеваемостью, например, с использованием карты наблюдений (КН) Д. Стотта (в адаптации Г. Л.Исуриной, 1976; В. А. Мурзенко, 1979) [16]. Методика используется для диагностики трудностей адаптации ребенка в школе, анализа дезадаптации и степени неприспособленности детей к школе по результатам длительного наблюдения, дает возможность получить картину эмоционального состояния ребенка, не позволяющего ему адекватно приспособиться к требованиям школьной жизни. Для анализа объективных методов объективных используются шкалы суицидального риска.
3 Анализ субъективных характеристик:
Опросники, направленные на выявление:
безнадёжности (Hopelessness Scale, Бек А., 2006);
– депрессии у детей и подростков (Шкала депрессии M. Kovacs; Индекс хорошего
самочувствия WBI (ВОЗ);
– одиночества (UCL Д. Рассел, М. Фергюсон);
– агрессии (Басса-Дарки, Басса-Перри);
– личностной предрасположенности (ММPI, ПДО А.Е. Личко, Опросник негативной
аффективности - Шкала DS-14 тип Д);
– способов преодоления кризисных ситуаций – (COPE).
Проективные методы:
– Методика на выявление суицидального риска у детей – ПСН-2;
– Метод незаконченных предложений, Рисуночный тест Сильвера.
II. Кризисное вмешательство при высоком риске суицида
В случае выявления высокого риска потенциального суицида у одного или нескольких учащихся психолог ОУ:
1Информирует о суицидальных намерениях учащегося узкий круг лиц, которые могут повлиять на принятие мер по снижению риска (администрацию, классного руководителя, родителей). Согласовывает с ними дальнейшие действия.
2 Осуществляет кризисную психологическую помощь подростку с суицидальными намерениями. При необходимости, согласовывает свои действия с другими специалистами (например Кризисной службой ГКУЗ ККПБ им В. Х. Кандинского).
Во время общения с подростком и его социальным окружением психологу важно:
•Сохранять спокойствие и предлагать поддержку.
•Не осуждать, не конфронтировать.
•Не бояться задавать вопросы о суицидальных намерениях.
•Признавать самоубийство как один из вариантов, но не признавать самоубийство как «нормальный» вариант.
• Поощрять полную откровенность.
•Больше слушать, чем говорить.
•Сконцентрировать процесс консультирования на «здесь и теперь».
•Избегать глубокого консультирования до тех пор, пока кризис не минует.
•Обращаться к другим людям за помощью в оценке потенциала
• индивидуума причинить себе вред.
•Определять, справляется ли ребенок со своими чувствами, не оказывают ли
•они влияние на его повседневные занятия.
•Получать сведения от родителей, учителей, родственников и друзей об изменениях в поведении, их провоцирующих событиях.
•Выявлять и актуализировать антисуицидальные факторы.
• Изучать наличие и качество поддержки семьи и сверстников.
•Доверительно побеседовать специалистами (школьный учитель или психолог), дать им понять, что ребенку требуется общение, заинтересованность, поддержка и понимание.
– Если симптомы сохраняются, в особенности, если они угрожают здоровью или мешают повседневной жизни ребенка, психолог должен донести до родителя необходимость консультации детского психиатра.
Целью психологической помощи является улучшение понимания и принятия себя, своих эмоций, тренировка умения успешного разрешения конфликтов и более активное общение со сверстниками, повышение уровня адаптации.
Ссылка на электронный документ:https://disk.yandex.ru/i/d9QrruFiFx2sZw
Метод вербовки молодежи в террористические организации и способы ее предотвращения.
Как не быть завербованным в запрещенные в России террористические организации. Многие люди, услышав о том, что кто-то уехал воевать, или кто то совершил террористический акт, могут испытывать удивление, непонимание и даже неприязнь по этому поводу. При этом подавляющее число людей уверены, что лично они точно бы никогда в такую ситуацию не попали. И многие из них ошибаются, так как подход к каждому человеку при вербовке подбирается индивидуально и профессионально. Главная опасность вербовки заключается в том, что человеку очень сложно распознать, что его вербуют. Категории завербованных и способы. В группе риска могут оказаться многие: · замкнутые и малообщительные люди; ·кто попал в острую или хроническую стрессовую ситуацию (конфликты, ссоры, череда неудач, развод свой или родителей); · молодежь, ищущая смысл жизни, авторитета или учителя для подражания; · максималисты; · легко внушаемые люди, не имеющие критического мышления; · люди, чувствующие себя непонятыми, непризнанными, недооцененными. Чем крепче у человека эмоциональные связи (с семьей, с родителями, с любимым человеком), выше степень удовлетворенности жизнью, тем труднее проводить вербовку. Способы используют различные в основном через сеть Интернет. Последнее время участились случаи вербовки через виртуальную игру, прохождения игровых уровней. I этап. Знакомство. В начале с Вами просто познакомится приятный человек (мотиватор), с которым у вас, как окажется далее, есть общие интересы или увлечения. Знакомство в последнее время происходит в интернете, через различные группы, паблики либо виртуальную игру. Вы начнете общение и окажется, что у вас много общего или просто совпадают взгляды на жизнь. Изучив Вас вербовщик обязательно станем тем с кем вам будет интересно. Этот новый знакомый будет настолько хорошо вас понимать, что вполне способен стать вашим другом, любимым человеком или даже учителем.
II этап. Обещания.
Для девушки мотиватор пообещает найти настоящего мужчину – мужественного, надежного. У замкнутого и неуверенного в себе появится надежный, понимающий друг; у одинокого – любовь; у неформала и индивидуалиста - осознание своей исключительности, ценности и избранности. Человек, заблудившийся в жизненных ценностях, получит помощь в поиске истины и своего предназначения; жаждущий славы увидит в новом знакомом возможность прославиться. Тех, кто остро чувствует несправедливость общества и его расслоение, заинтересуют моделью другого общества и т.д. Мотиватор собирает информацию о человеке, с которым он общается, анализирует ее и в последующем использует для вербовки своего объекта. Он обязательно пообещает любому человеку предоставить то, в чем тот нуждается. III этап. Вы в «кругу избранных». Вербуя, мотиватор постепенно будет углублять представление о несправедливости жизни и неправильном поведении окружающих, подчеркивать и усиливать границу между вербуемым и реальным миром. Он подведет к мысли, что из положения есть выход, что где-то может быть по- другому, что ты где-то нужен, сможешь себя реализовать, внести личный вклад, изменить мир в сторону справедливости и сделать что-то важное. Далее, когда вербуемый «готов», наступает следующий шаг – приглашение на встречу, чаще онлайн. Это может быть встреча с «кругом избранных», знакомство с «важным человеком» и т.п. На этой встрече человеку дадут понять, что его заметили, выбрали. Причем, одного из немногих и для важного дела. Встреча с «важным человеком» поможет создать положительный эмоцио- нальный настрой по отношению к вербовщику, ослабят критическое мышление и способность здраво мыслить. IV этап. Отъезд или исполнение заданий. После этого наступает решающий этап – отъезд или исполнений заданий. Вербовщик исламских террористических организаций чтобы не спугнуть завербованного, необязательно позовет его уехать в Исламское государство или на место предполагаемого террористического акта. Может предложить поехать на встречу с каким-то авторитетным лидером, на курсы изучения арабского языка или на работу, поехать на встречу с любимым человеком. Отъезд обычно бывает внезапным, срочным, билет покупают за день-другой до поездки, не давая времени на раздумье. Мотиватор убеждает завербованного в том, что такой шанс выпадает раз в жизни и его легко упустить. Новоявленные террористические организации (пронацистские) за подрывную деятельность будут обещать гражданство и хорошую сумму денег. V этап. Как дать отпор? Для того, чтобы не попасться на уловки мотиватора, стоит быть избирательным в общении с незнакомыми людьми. Родители должны внимательнее относиться к подросткам. Родственники и друзья должны быть внимательнее друг к другу. Только так они смогут заметить, что с их близким происходит что-то неладное. Общаясь с новыми людьми, особенно онлайн, соблюдайте правила: 1. По возможности не выкладывайте информацию личного плана в Интернете, тем более свои персональные данные. 2. Сохраняйте осознанность, понимание, что с Вами происходит сейчас. Вырабатывайте навык наблюдателя, задавайте вопросы: «Зачем вы мне это говорите?», «Для чего Вам это нужно?». 2. Перепроверяйте информацию, исследуя предмет полностью, начиная с отзывов в Интернете и заканчивая сводками МВД. 3. Найдите глобальную цель в жизни, продумайте путь ее достижения. И тогда ни один вербовщик не сможет сдвинуть Вас с пути, по которому идете Вы для достижения намеченных планов. Если возникли угрозы, то следует рассказать об этом близким людям, и незамедлительно обратиться в правоохранительные органы. 112- телефон вызова экстренных оперативных служб, 8(3022) 35-46-94– телефон доверия УФСБ России по Забайкальскому краю, 8(3022) 23-90-08 – дежурный УФСБ России по Забайкальскому краю, 8(3022) 23-55-66 телефон доверия УМВД России по Забайкальскому краю 8(3022) 23-55-55 дежурный УМВД России по Забайкальскому краю Знайте и помните! Ответственность за террористические преступления! Ст.205 УК РФ Террористический акт Совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений, а также угроза совершения указанных действий в целях воздействия на принятие решений органами власти или международными организациями • Наказываются лишением свободы на срок от 15 лет или пожизненным лишением свободы Ст. 205.1 УК РФ Склонение, вербовка или иное вовлечение лица в совершение хотя бы одного из террористических преступлений, вооружение или подготовка лица в целях совершения хотя бы одного из указанных преступлений, а равно финансирование терроризма, • Наказываются лишением свободы на срок от восьми лет со штрафом в размере от трехсот тысяч рублей или пожизненным лишением свободы Статья 205.3. УК РФ Прохождение лицом обучения, заведомо для обучающегося проводимого в целях осуществления террористической деятельности, в том числе приобретение знаний, практических умений и навыков в ходе занятий по физической и психологической подготовке, при изучении способов совершения указанных преступлений, правил обращения с оружием, взрывными устройствами, взрывчатыми, отравляющими, а также иными веществами и предметами, представляющими опасность для окружающих, • Наказывается лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет или пожизненным лишением свободы Ст.205.5 УК РФ Участие в деятельности организации, которая в соответствии с законодательством Российской Федерации признана террористической, • Наказывается лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей. Статья 205.6. УК РФ Несообщение в органы власти, уполномоченные рассматривать сообщения о преступлении, о лице (лицах), которое по достоверно известным сведениям готовит, совершает или совершило хотя бы одно из террористических преступлений, • Наказывается штрафом в размере до ста тысяч рублей, либо принудительными работами, либо лишением свободы на срок до одного года.
Координационный центр по противодействию терроризма и экстремизма
ФГБОУ ВО «ЗабГУ»