Об обращении депутатов Совета муниципального района «Ононский район» Забайкальского края к Полномочному представителю Президента Российской Федерации по Дальневосточному Федеральному округу, министру природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Губернатору Забайкальского края
Дата публикации: 28.01.2022
СОВЕТ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
«ОНОНСКИЙ РАЙОН»
РЕШЕНИЕ
№ 6
28.01.2022
с. Нижний Цасучей
Об обращении депутатов Совета муниципального района «Ононский район»Забайкальского края к Полномочному представителю Президента Российской Федерации по Дальневосточному Федеральному округу, министру природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Губернатору Забайкальского края
Заслушав и обсудив информацию депутата Совет муниципального района «Ононский район», директора Федерального государственного бюджетного учреждения «Государственный природный биосферный заповедник «Даурский» Черепицына А.А. Совет муниципального района «Ононский район»
РЕШИЛ:
1.Направить обращение к Полномочному представителю Президента Российской Федерации в Дальневосточном Федеральном округе Трутневу Ю.П., министру природных ресурсов и экологии Российской Федерации Козлову А.А. и Губернатору Забайкальского края Осипову А.М.
2.Настоящее решение опубликовать в газете «Ононская заря» и на официальном сайте администрации муниципального района«Ононский район».
Председатель Совета муниципального района
«Ононский район»Духновский В.И.
Обращение
Депутаты Совета муниципального района «Ононский район» озабочены известием о том, что ряд Федеральных государственных бюджетных учреждений, подведомственных Минприроды России, в ведении которых находятся ООПТ федерального значения, могут быть ликвидированы в процессе оптимизации. Данная информация широко разошлась в социальных сетях и СМИ в ноябре-декабре 2021 года, в том числе в интернете появился проект служебной записки (СЗ) заместителя директора Департамента государственной политики и регулирования в сфере развития ООПТ А.М. Яковлева. В служебной записке А.М. Яковлевым предлагается произвести оптимизацию в системе ООПТ путем ликвидации 20 ФГБУ с сокращением 412 единиц персонала, за счет которых, как считает заместитель директора Департамента государственной политики и регулирования в сфере развития ООПТ, можно будет повысить заработную плату остальным сотрудникам, доведя ее до средней по региону. Само по себе, это экономически несостоятельное предложение, так как сокращению в основном подвергнутся низкооплачиваемые штатные единицы с зарплатами, близкими к МРОТ. Чтобы остальным довести уровень зарплаты до средней по региону потребуется уволить около половины штата, что приведет к коллапсу управления ООПТ и резкому сокращению рабочих мест, повышению расходов на оказание выпавших услуг сторонними организациями. Так же А.М. Яковлев считает, что, ликвидируя ФГБУ на местах, необходимо создать объединенные дирекции с управленческими функциями в региональных центрах, оставив на местах только функции охраны и текущей деятельности. По мнению автора СЗ таким образом нивелируется дефицит фонда оплаты труда, а параллельно будет решен и кадровый вопрос. Это также похоже на утопию, никак не обоснованную экономически – управление издалека потребует резкого увеличения затрат на командировки, транспортные и другие сопутствующие расходы, наем вневедомственной охраны и. т.д. Стоит полагать, что при реорганизации ФГБУ на местах, под сокращение, в первую очередь, попадут отделы науки, экологического просвещения, обеспечения основной деятельности, а также практически весь административный персонал. Большинству из них для эффективной деятельности требуется регулярно быть на ООПТ, а не за 200-600 км. Конечно, сегодня имеются некоторые проблемы с квалифицированными кадрами, но предлагаемый способ их решения напоминает предложение о лечении головной боли отрубанием головы.
Список регионов, где предполагается реорганизация структуры управления и функционирования федеральных ООПТ, в основном, касается малонаселенных территорий России. В их числе и Забайкальский край, площадь которого составляет 431,9 тыс. кв.км или 2,5% территории Российской Федерации. Протяженность края с запада на восток – более 800 км, с севера на юг – около 1000 км. Созданные в разные годы ООПТ федерального значения (государственные заповедники и национальные парки, государственные заказники) находятся в разных природных и климатических зонах Забайкальского края. Представляют собой сухие степи на юго-востоке, гольцовые хребты на севере и смешанную горную тайгу на западе. И все эти территории по-своему уникальны и расстоянием далеки друг от друга. Управление этими ООПТ имеет свою яркую специфику и не может осуществляться одним, удаленным учреждением. Южные – Даурский и Сохондинский заповедники имеют международное значение и приграничную специфику, национальный парк «Алханай» имеет отчетливое религиозно-этнографическое значение, связанное с бурятской культурой, национальный парк «Чикой – по транспортной составляющей более ориентирован на турпоток из Улан-Удэ и с Байкала, а национальный парк «Кодар» - основа для развития туризма на БАМе.
Организация любой федеральной ООПТ занимает огромное количество времени, средств и сил, требует поддержки местных жителей и общественного одобрения при выделении земельных участков, согласования на разных уровнях власти экологического обоснования. Однако еще более тесного ежедневного взаимодействия с окружающими ООПТ местными органами власти и жителями требует повседневная деятельность ООПТ.
В 1987 году на территории Ононского и Борзинского районов Читинской области (Забайкальского края) был создан Государственный природный заповедник «Даурский». В настоящее время заповедник имеет несколько международных статусов:
- Входит в состав российско-монгольско-китайского заповедника «Даурия» (DIPA).
- Включен в число биосферных резерватов ЮНЕСКО в соответствии с программой «Человек и биосфера».
- Большая часть территории, а также часть охранной зоны входят в состав водно-болотного угодья международного значения «Торейские озера» (Рамсарская конвенция)
- Включен в Сеть журавлиных резерватов Северо-Восточной Азии.
- Включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Вся территория заповедника и его охранная зона управляется ФГБУ «Государственный заповедник «Даурский». Также в ведении ФГБУ находятся два государственных природных заказника федерального значения «Долина дзерена» и «Цасучейский бор». Общая площадь разнорежимных территорий под управлением одного учреждения составляет почти 500 тысяч гектаров. Центральная усадьба ФГБУ находится в районном центре Ононского муниципального района. Данное ФГБУ вместе с другими ФГБУ ООПТ Забайкальского края, следуя служебной записке А.М. Яковлева, должны быть ликвидированы и преобразованы в объединенную дирекцию «Заповедное Забайкалье» в городе Чита. Перечень ежедневных задач по управлению названными ООПТ столь обширен и насыщен, столь тесно связан с самими территориями, что нам, понимающим в специфике управления учреждениями в удаленных муниципальных районах, представляется крайне вредным и несостоятельным предложение перенести управляющую структуру за 250 км в Читу. Это все равно, что перенести районные администрации в краевой центр. Любая экономия средств должна иметь разумные пределы.
Совет муниципального района «Ононский район» считает, что действия по ликвидации ФГБУ в районных центрах с последующим объединением в г. Чита допускать категорически нельзя. Такой метод оптимизации негативно отразится на экологической и социально-экономической сфере периферийных территорий. С сокращением штатов при ликвидации ФГБУ начнется вымывание из райцентров самых малообжитых районов ДФО квалифицированных кадров (научные сотрудники, специалисты отдела экологического просвещения, экономисты, юристы и.т.д.). Понятно, что вместе со специалистами будут уезжать и их семьи, а это ускорит отток населения из сельской местности, возможно и далеко за пределы региона, что противоречит усилиям государства привлечь население в сельские местности ДФО. Потеря квалифицированных кадров нанесет огромный ущерб природоохранной культуре не только в районах, но и во всем регионе. В заповеднике «Даурский» сойдет на нет вся международная деятельность, которая ведется более 30 лет. Заповедник участвует и организует многолетнее эффективное сотрудничество с сопредельными аналогичными ООПТ Китая и Монголии, от лица российского государства участвует в международных соглашениях и конвенциях в деле сохранения уникальных природных экосистем и биологического разнообразия на планете. За время существования заповедника на подведомственных учреждению территориях, при комплексном подходе во взаимодействии отделов охраны, науки, экологического просвещения и обеспечения основной деятельности при координации руководства учреждения удалось достичь восстановления экосистем с ростом численности многих краснокнижных и фоновых видов животных. С опорой на комплексный подход с участием науки, охраны, отдела экологического просвещения и административно-хозяйственных работников создана и развивается база для познавательного туризма, биотехническая система поддержания высокого биологического разнообразия, ведется сложный комплексный мониторинг экосистем, оценка влияния климата и многие иные сложные виды деятельности. Можно привести несколько примеров по ФГБУ «Государственный заповедник «Даурский». Ведется мониторинг и научные исследования по климату на территории Онон-Торейской высокой равнины, которые впоследствии будут необходимы для корректировки социально-экономического развития Забайкальского края. Благодаря сотрудникам научного отдела заповедника удалось определить, что на территории Монголии началось строительство плотины на реке Ульдза, угрожающей экосистемам и социально-экономическому состоянию региона. Сейчас данная проблема на контроле Минприроды РФ и Правительства РФ. Инициированное специалистами учреждения многолетнее исследование переноса дзеренами ящура, проводимое Россельхознадзором в сотрудничестве с НИИЗЖ (г. Владимир), в значительной мере сняло необоснованные обвинения дзерена в распространении ящура, что позволит искать реальные причины появления вспышек инфекции. При мощной охране, регулярных исследованиях и мониторинге, созданная сеть искусственных водопоев и солонцов в заказнике федерального значения «Цасучейский бор» позволили довести численность косули в бору до 9-11 тысяч особей, которые, размножаясь, ежегодно пополняют охотничьи угодья края на 3-5 тысяч косуль. Даурский заповедник, взяв под охрану р. Борзя, обеспечил, наконец, сохранность главного нерестилища рыбы в бассейнах Онона и Шилки, что даст дополнительные сотни тонн рыбы в верховьях амурского бассейна. Оперативная деятельность Даурского заповедника и охотслужбы края приостановила экспансию в регион черных ловцов соколов для арабских стран, опустошивших почти всю страну. По разработанным научным отделом заповедника материалам, природоохранная прокуратура подготовила представления, и суды обязали энергокомпании оборудовать птицеопасные ЛЭП птицезащитными устройствами на тысячах километров электро сетей, что уберегло и еще убережет жизни сотен тысяч птиц, в том числе очень редких видов. Специалисты Даурского заповедника разработали программу возвращения в Забайкальских край горного барана – аргали, истребленного более ста лет назад, и почти создали базу первичной реинтродукции аргали на Адон-Челоне – одном из красивейших мест Сибири. В результате многолетнего сотрудничества Даурского заповедника, погранслужбы и охотслужбы в приграничной полосе изъяты сотни единиц незаконного оружия, сведен до минимума пресс преступного автомобильного браконьерства, получивший массовое распространение с 1980 по 2010 гг. Это лишь некоторые примеры из десятков направлений деятельности учреждения, базирующегося в с. Нижний Цасучей, требующие регулярного сложного изучения, анализа и административного реагирования, присутствия непосредственно на территории заповедника и заказников всего основного персонала учреждения и привлечения сторонних специалистов.
При ослаблении комплексных мер (научные обоснования, охрана, экологическое просвещение) и утратой должного ежедневного контроля и координации действий со стороны руководства будет утрачено эффективное управление, что приведет к деградации экосистем ООПТ в течении нескольких лет, восстановление же потребует десятилетий. Фактически, после поспешных решений с извлечением кратковременной экономической выгоды (что сомнительно, учитывая необходимость огромных затрат на создание с нуля головного офиса в краевом центре), придется заново решать глобальные проблемы по сохранению природных комплексов на федеральных ООПТ и на близлежащих территориях. Мы все давно поняли, что только полноценный, многопрофильный коллектив учреждения – это надежный оплот в сохранении нашей природы.
Считаем важным добавить, что Федеральное государственное бюджетное учреждение «Государственный природный биосферный заповедник «Даурский, вместе с районными и сельскими властями, а также и другими организациями разрабатывают планы взаимодействия, которые необходимы, как для уставных задач самого ФГБУ, так и для районов в которых находятся ООПТ. В эти планы входят различного рода мероприятия: приграничное действенное сотрудничество с погранслужбой, развитие туристической и дорожной инфраструктуры в сельской местности, развитие экологического и сельского туризма, экологическое волонтерство, тушение пожаров, экологическое просвещение и обучение, спорт, творчество и т.д.. ФГБУ в районных центрах являются градообразующими предприятиями, со своей налогооблагаемой базой, что очень важно.
Земли особо охраняемых территорий федерального значения (заповедники и национальные парки)– это государственная недвижимость, которую не передвинешь и именно в непосредственной близости к которой, по нашему мнению, надо сосредотачивать основной рабочий и интеллектуальный ресурс. Сегодня это актуально и в рамках Национального проекта «Экология», под эгидой которого Даурский заповедник работает по восстановлению в России двух приоритетных видов – дзерена и аргали. В этом случае требуется не сокращение штата сотрудников, а его увеличение.
Каждая ООПТ имеет свою индивидуальность не только природными особенностями. Заповедные территории при многолетней работе ФГБУ приобрели свой бренд, узнаваемость в России и далеко за ее пределами. Бренд Даурского заповедника как учреждения известен во всем мире. В результате объединения управляющих учреждений в одно с иным названием ООПТ потеряют свое лицо и свой природоохранный авторитет, что мы видим по другим примерам объединений. Какой бы не был руководитель в объединенной дирекции, он будет стремиться достичь общего фонового результата в развитии, перенаправлять трудозатраты и финансовые ресурсы на поддержку деятельности объединенного учреждения и на решение сиюминутных острых задач, каких немало, особенно в условиях наличия молодых ООПТ, как национальные парки «Кодар» и «Чикой». Это приведет к неизбежной деградации всей системы федеральных ООПТ в крае, в особенности удаленных, старых и имеющих развитую инфраструктуру. Единица усилия по всему спектру задач для каждой ООПТ будет сокращаться и терять качество. Утрата многих из текущих высокоэффективных функций ООПТ и катастрофа наиболее удаленных из них неизбежна, доля внимания к федеральным заказникам достигнет крайне низкого уровня, что приведет к фактической утрате их функций.
Каждая ООПТ в условиях огромной пространственной разобщенности Забайкальского края при объединенной дирекции потеряет и свою оперативность в решении разного рода вопросов. На отдаленных территориях часто возникают спорные и конфликтные ситуации, требующие безотлагательных решений юридического и социально-экономического характера. Многие из таких решений, в силу менталитета населения, можно решать руководству только на местах. Огромные расстояния от центра не позволят вникать руководству в проблемные вопросы, что приведет к потере авторитета учреждения и утрате нормального взаимоотношения с местным населением. В таких условиях никаких конфликтов с местными жителями не будет лишь в одном случае, когда ООПТ перестанут выполнять свои функции и превратятся в территории массового неконтролируемого «природопользования», что, как мы ожидаем, произойдет уже через пару лет после перевода руководства учреждением в Читу. Однако, исчерпав очень быстро ресурсы, люди, как водится, начнут жаловаться во все инстанции, что «заповедник», «заказник» не работает.
Если говорить об экономической выгоде, то в случае создания объединенной дирекции в Чите, учитывая наши расстояния, командировочные расходы и расходы на ГСМ займут львиную долю всего выделяемого бюджета, а вместе с содержанием административного здания с необходимой инфраструктурой и парком автомобилей и вовсе «оголодит» ООПТ. Ранее возведенная инфраструктура в районных центрах и на территориях, на которую затрачено огромное количество средств за все годы существования ФГБУ, будет попросту не востребована и начнет приходить в упадок. Ее простое содержание потребует дополнительных средств. Общий моральный фон в районном центре, в котором люди видят оптимизацию то одной, то другой государственной структуры, превратится и вовсе в упаднический, если начнется деградация Даурского заповедника.
Совет муниципального района «Ононский район» обращается к Вам с просьбой подойти к решению данного вопроса с учетом интересов людей, проживающих в административных районах, где находятся ООПТ федерального значения, и найти иной путь повышения зарплат сотрудникам ФГБУ ООПТ.
-
Об обращении депутатов Совета муниципального района «Ононский район» Забайкальского края к Полномочному представителю Президента Российской Федерации по Дальневосточному Федеральному округу, министру природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Губернатору Забайкальского края
Тип документа: Решение
Организация: Администрация Ононского района